Оригинал: https://www.trud.ru/article/19-11-2020/1396605_trollejbus_eto_chast_natsionalnoj_idei.html
В Москве справили день рождения троллейбуса. Отметив его целым фестивалем! Правда, длившимся всего один вечер. Да и какой троллейбус сейчас в столице: две машины на игрушечном музейном маршрутике – вот все, что осталось от сети, еще четыре года назад крупнейшей в мире. Однако, напомнили ведущие программы советник депутата Мосгордумы Георгий Красников и поэт Алексей Караковский, начиналось ведь дело 15 ноября 1933 года тоже с двух троллейбусов на трассе от Белорусского вокзала до Всехсвятского (Сокола).
Кто знает, может, и до московских властей в конце концов дойдет, насколько бессмысленным был этот тотальный погром, изумивший не только город, но весь транспортный мир (напомним хотя бы недавний печальный планетарный флешмоб «Спасибо, московские троллейбусы!»).
В такой день не хочется говорить о грустном, хотя нельзя и забыть, что бюджет Москвы уже потерял на случившемся миллиарды рублей и еще потеряет десятки миллиардов на закупках и ремонте сверхдорогих, но ненадежных электробусов и зарядных станций к ним, а приобрели мы от резкого выпиливания громадной транспортной структуры пока что лишь гегемонию дизелей на улицах, возросшие интервалы движения и скученность народа в салонах – это в пик пандемии!
Помня обо всем этом, участники праздника тем не менее постарались сконцентрироваться на хорошем. Бывший замдиректора Филевского автобусно-троллейбусного парка Денис Фролов, теперь работающий на одном из заводов «ПК Транспортные Системы», даже назвал троллейбус составной частью национальной идеи Российской Федерации, поскольку в нашей стране больше, чем где-либо, троллейбусных систем – 80, суммарно в их арсенале 8000 машин. Безусловно, это хозяйство и его традиции можно и нужно развивать. По федеральной программе БКАД (Безопасные и качественные автодороги) в города уже поступают сотни современных и экологичных машин, производимых в Саратовской и Вологодской областях, в Башкортостане. В их числе большую долю составляют троллейбусы с увеличенным автономным ходом – именно они позволяют значительно, притом незатратно (в отличие от нынешней московской «стратегии») расширить возможности существующих транспортных систем.

Ну и, конечно, троллейбус – это часть нашей культуры. Как даблдеккеры в Англии: представьте себе, что в этой стране вдруг решат отказаться от ее знаменитых красных двухэтажников. Кстати, такие попытки предпринимались – но всегда жители выступали резко против. Как и в Сан-Франциско власти поговаривали о закрытии трамвайной системы, одной из старейших в мире – но горожане практически единодушно возразили, и сейчас тамошний трамвай защищен статусом культурного достояния. И это не две машины на маленьком кругу, а полноценная система, совмещающая транспортную функцию с туристической (кстати, там работает и столетний российский вагон, подаренный еще Советским Союзом в годы «разрядки»).
Координатор Архнадзора Юрий Егоров напомнил, сколько полезного сделал троллейбус за 87 лет своей жизни. Особенно впечатлили уникальные фотокадры времен Великой Отечественной войны: по Ленинградскому проспекту идут на фронт танки КВ, а во встречном направлении везет москвичей в центр троллейбус ЯТБ. На электрический городской транспорт тогда легла особая нагрузка, ведь все, что могло двигаться без проводов, было мобилизовано на помощь сражающейся Красной армии.

А еще, помимо «всемирно-исторического», троллейбус имеет личное значение для огромного числа тех, у кого ним оказался связан кусок жизни. «О-о, это мой 79 маршрут, сколько раз он выручал, когда надо было быстро добраться от Парка культуры до Смоленской площади!» «О-о, это 33-й, я на нем в университет ездила!» «О-о, 62-й, красивейшая трасса от Кремля до самых до окраин!» Это пришедший на праздник народ радостно теребил маршрутные таблички, еще недавно стоявшие на машинах, которые возили их на учебу, работу, к родным и любимым… Спасибо щедрому Музею московского трафарета – есть, оказывается, и такой, силами его энтузиастов сохранено, в частности, вот это художественное богатство (слово «художественное» пишу без всякой усмешки: должность художника имеется в штате каждого московского парка или депо, и занимают ее люди с профильным образованием).

«А это 63-й, с ним детство в обнимку прошло, и даже песня в нем сочинилась», берет трафарет и слово Алексей Караковский, давая старт концертной программе. Выступают авторы литературного журнала «Формаслов», звучат песни Маргариты Шиловой, Сергея Матвиенко, Алексея Макаревича, Анастасии Диевской: о троллейбусе, дороге, движении, жизни.

Конечно, все «троллейбусные» темы в один вечер, даже такой разнообразный по программе, не вместишь, да и уютному Олд Таун бару близ «Бауманской» ни к чему нарушать общепитовский «комендантский час» после одиннадцати. Ради пришедших живьем участников пришлось отказаться от видеоприветствий – например, присланного тульскими троллейбусными энтузиастами. И еще одного, от молодого прозаика Григория Служителя, прославившегося несколько лет назад романом «Дни Савелия». Оказалось, что философичной натуре Григория троллейбусы тоже близки, и он посвятил им тонкий грустный текст, в котором особые чувства достались троллейбусу, покалеченному в августе 1991 года на баррикадах, где эта героическая машина вместе с людьми отстаивала демократию.

У этого и многих других «троллейбусных» посланий еще будут шансы прозвучать. 10 января, сообщили устроители, они хотят провести еще один фестиваль, «Троллейбусный Новый год». И вообще сделать подобные встречи постоянными.

Пока рекрутированные мэрией троллейбусные ликвидаторы уныло выкорчевывают под ледяными ветрами оставшиеся 600 километров контактной сети, жизнь московского троллейбуса продолжается как минимум в искусстве. А там, глядишь, и к руководству Москвой придут более вменяемые люди, заботящиеся о реальном процветании города, а не о бордюрном красивизме и оседании народных денег в чиновничьих карманах.