Синдром ируканджи – это физиологическое и психическое состояние, вызываемое ядом австралийской медузы Carukia barnesi. После укуса в течение 5-120 минут у жертвы развивается чувство ужаса и обречённости, пострадавшие испытывают уверенность в том, что умрут, иногда даже просят убить их. Острое состояние может длиться от 4 до 30 часов, известны и смертельные исходы. Синдром получил название в честь местной народности, регулярно страдавшей от нападений медуз. До открытия Carukia barnesi синдром ируканджи считался редким психическим заболеванием неизвестного генеза.
Патологическое чувство опасности и тревоги, социальное давление (особенно во время пандемии коронавируса), изоляция и одиночество – все эти темы так или иначе отразились в песнях Алексея Караковского. Музыкальная стилистика на стыке джаза, мягкого поп-рока и городского романса унаследована от предыдущей работы трио, альбома «Голая под одеждой». Также музыкантами была переосмыслена песня Яны Дягилевой «По трамвайным рельсам», снова ставшая актуальной спустя более тридцати лет после написания. Оканчивается диск четырьмя композициями в исполнении Владиславы Рукавишниковой и группы «Происшествие», с которой на протяжении нескольких лет сотрудничали все трое участников проекта.
Благодарим за прекрасный звук Яна Сурвилло!
Алексей Караковский:
Песни трио «Рукавишникова, Караковский, Ляховский» мы начали делать вдвоём с Владой в апреле 2020 года, во время весенней самоизоляции — было интересно, что может привнести женское исполнение в мои песни, написанные в совсем ещё юном возрасте и по разным причинам не вошедшие в репертуар «Происшествия». Оказалось, материал звучит довольно перспективно. Мы стали искать подходящую стилистику, и тут в дело вступили наши давние партнёры — кларнетист Тимофей Ляховский и звукорежиссёр Ян Сурвило. На выходе получилось очень мягкое, мелодичное смешение поп-рока и джаза, похожее на музыку из старого кино. Мы с Тимохой никогда не играли ничего подобного, и это оказалось увлекательно. Материала хватило на полтора диска. Первый, «Голая под одеждой», звучит довольно цельно и лирично. Во второй, «Синдром ируканджи», мы поставили более жалобные песни, добавив к ним кавер-версию Янки «По трамвайным рельсам» и четыре песни, исполненные совместно Владой и группой «Происшествие» (то есть, в них к нашей компании добавились басист Миша Гусман и барабанщик Саша Баранов). В итоге — два прекрасно аранжированных и исполненных альбома с песнями, которые незаслуженно оставались в тени десятилетиями. И меня радует, что теперь этот материал сможет послушать и даже спеть кто угодно — что по-любому будет хорошо и правильно.
Интересная работа получилась, особенно по части духовых. Попробовали на вкус кое-какие любопытные фишки из джаза и блюз-рока. Так что «Синдром ируканджи» — предтеча будущих наших проектов с Тимофеем, хоть здесь больше поп-музыки, чем рока.
Как раз сразу после выхода этого диска мы с Фионой создали группу Кюрасао. Там Тима окончательно перешёл с кларнета на саксофон, а я радикально сменил тематику песен с душевных страданий к радостям вольных путешествий и романтике приключений. Ну а большое количество блюз-рока позволило мне раскрыться как гитаристу.